Игорь ЛЕВИТ

Пять ересей дизайна

Мы своё призванье не забудем —
смех и радость мы приносим людям!

                                Бременские музыканты

Приходилось ли вам, друзья мои, сталкиваться в своей профессиональной деятельности с проявлениями странной приверженности людей (как дизайнеров, так и их клиентов) какой-либо одной идее, уповании на какое-то «единственно правильное» решение? Такие заблуждения характерны воспеванием какого-либо одного аспекта проектной деятельности, возложением только на него всех надежд и чаяний на успех. Как сложно бывает с людьми, не приемлющими иных точек зрения, на основе того, что им, видите ли, открылось «тайное знание» об истинной природе «правильного»! Признаюсь, и сам я грешен — бывало, приходил в состояние «мессианства», пытаясь впихнуть в прокрустово ложе какого-то одного подхода проект, не имеющий однозначного  решения.
 
Печальный опыт профессиональной деятельности позволил мне вычленить несколько особенно характерных заблуждений, терзающих неокрепшие души наших братьев и сестёр. Я назвал эти заблуждения «ересями», имея в виду, как их собственную опасность, так и опасность пренебрежения ими. Не претендуя на роль «единственного хранителя вероучения», тем не менее, полагаю, что мои размышления помогут кое-кому осмыслить происходящее, сняв с себя шоры. Кстати, шоры есть у каждого, не обольщайтесь — идея Герцена о «выдавливании из себя раба» актуальна на любом витке истории и применима к любому виду человеческой деятельности.

 

Ересь научности

Вот как просто, оказывается, обстоят дела — надо только «поверить алгеброй гармонию», провести исследования, обследования, холл-тесты и опросы потребителей, затем составить схему, проставить баллы и коэффициенты, и — перед вами идеальное решение! Не беда, что решение это теперь высушено и пересушено, ополовинено, стерилизовано и кастрировано — вы-то опирались в его принятии на науку, да не просто, а на мать её — математику! Значит, в том, что проект не имеет успеха, виноват кто-то другой, его-то и надо наказать — оштрафовать, уволить, семь лет расстрела и паяльничком его, паяльничком!

 

Ересь художественности

Насрать на исследования, на анализ ситуации и аналогов — что они против наития Мастера (а именно таковой перед вами)! Вы встретили человека, который презрительно относится к тому, что делается не подсознанием, а сознанием! Он искренне считает проектность в дизайне ядом, убивающим живое творческое начало. Продукт, созданный его руками, приводит в восторг, но, к сожалению, только 1% потребителей — «истинных ценителей высокого искусства». А то, что 99 других смотреть не хотят на его изделие — так они же козлы, счастья своего не понимают, когда им ещё посчастливится прикоснуться к «вечному»!

 

Ересь простоты

Что нам методика проектирования — «нарисуем, будем жить»! Наш девиз — «будь проще, и к тебе потянутся люди». Только люди что-то не тянутся… Вот не учтено оказалось, что пользоваться этим будут старушки, а ступенька высотой в полметра, а вот это могут совать в рот малые детишки, а оно не соответствует СанПиН (санитарным правилам и нормам), а здесь цветовое решение не отличает продукцию от конкурентов, а тут знак походит на чужой… Желание исполнителя «не перетруждаться» приводит к неудаче заказчика в продаже спроектированной продукции — зато, уж точно, стоила эта работа в десять раз дешевле!

 

Ересь сложности

Мы сделаем 50 поисковых вариантов, проведём исследования с помощью международных агентств, изготовим натурные макеты (лучше — действующие), на всякий случай закажем дизайн в три независимых бюро, проведём тендер, изготовим опытную партию. Только при таком «раскладе» мы будем уверены в верности выбора пути. Только вот, блин, тянулось это всё года два, потрачена была хренова туча денег и сил, а это хозяйственное мыло нужно было полтора года назад! Ничего! Зато уверенность в принятом варианте — стопроцентная!

 

Ересь инженерности

Надо всё рассчитать, измерить углы и радиусы. Провести испытания на прочность и скорость. Проверить впитываемость и вязкость, заменить материал на другой, с требуемым коэффициентом. Расположить ручку не справа, как было на прототипе, а слева, как удобнее «человеку-оператору». Блин! Как всё правильно! Только вот некрасиво слегка, да ничего, назовём это каким-нибудь «средовым подходом»! Правда, вряд ли этот проектировщик признается вам, что это изделие не имеет эстетической ценности, у него обязательно будет наготове список «особых моментов», которые, дескать, и принесут успех этому изделию.

 

… так что же делать?

Что можем мы противопоставить этим ересям? Ответ на удивление прост — здравый смысл и здоровый скепсис. Здравый смысл поможет нам вычленить наиболее существенное в проектировании конкретного изделия, а здоровый скепсис не даст пойти на поводу у воодушевлённого «пассионария», кем бы он ни был — достойным уважения мэтром или зажигательным представителем заказчика. Просто остановитесь и призадумайтесь!

© Игорь ЛЕВИТ, 2006

Конструктор сайтов - uCoz