Игорь ЛЕВИТ

Четыре совета студенту

В студенческой работе, а в особенности, в работе дипломной, автор, с одной стороны, должен продемонстрировать знания и умения, полученные во время обучения, а, с другой стороны, «в последний раз» вволю пофантазировать! Делать проекты по заказу реальных заказчиков конечно хорошо, но неокрепший ум, в общем-то, ещё «недоспециалиста», часто бывает не в состоянии совместить в одной работе требования конкретных людей и возможность бурного фантазирования. В данном случае большую, порой неоценимую помощь может оказать адекватный руководитель дипломного проекта. Если же такого вменяемого руководителя не удаётся найти, то подавляющее большинство проектов, выполняемых студентами по такой схеме, становятся их же «могильщиками». Так что первый мой совет — не упираться в наличие у проекта реального заказчика.

Второе. Важно помнить, что дизайн, в отличие от иных видов проектной деятельности, имеет дело, прежде всего, с работой над образом — тем, что эмоционально насыщает общение человека-потребителя с объектом разработки. То есть, семантика объекта — не пустой звук! Каким будет то, что вы создаёте? Заботливым, научным, молодёжным (для какой субкультуры?), агрессивным, нейтральным? Создайте перечень семантических дифференциалов, по которым вы хотите оценивать вашу работу.

Третье. Проект должен решать какую-либо задачу. Задачу эту должны определить именно вы, а не преподаватель или «представитель заказчика» (для дипломной работы достаточно определить одну, но очень важную). В результате анализа ситуации, анализа аналогов и прототипа вы должны вычленить проблемы и противоречия, возникающие в процессе потребления вашего объекта проектирования (не удивляйтесь, если в результате вы определите, что этот объект вообще не нужен! :-). Иными словами, ваш объект должен создавать некую новую «ценность», связанную с восприятием потребителя (эстетика, эргономика), технической или технологической структурой объекта и социально-культурной средой потребления. При этом важно не забывать, что решение только эстетической задачи не может считаться полноценным дизайн-проектом, так как художественные средства — лишь часть дизайнерского инструментария. Недаром в советское время специальность эта называлась «художник-конструктор».

Четвёртое. Самое главное и самое сложное. Надо, чтобы проект ваш был красивым! Что такое «красота»? Нет ответа… Возможно, он просто должен быть современным. Обратите внимание на строение этого слова — «со + временный», то есть «соответствующий времени». Современность разговаривает с нами на языке модных тенденций в композиции, пластике, цветографике. Определите их. Это должно стать важной частью вашего проекта и продемонстрировать ваши аналитические способности. Впоследствии это может пригодиться при общении с реальными заказчиками. Объект, выпадающий из образа «современного», не воспринимается дизайнерским, так как использует образы и приёмы, отработанные другим временем, другими условиями и разговаривает с нами языком «умершей» эпохи. А дизайн, всё-таки, искусство, призванное удовлетворять потребности дня сегодняшнего!

 

©1985—2013 Игорь ЛЕВИТ

igor-levit's qr code
Конструктор сайтов - uCoz